Ответ Левконое
Левконое написала мне, что Захаров пьесу Шварца «Дракон» упростил и опошлил до плаката. Я ей попытался ответить отдельной записью.
Левконое! Здравствуйте:))! Это верно, что Захаров упростил Шварца — да ведь это была середина 80-х. Начиналась Перестройка, настало время для плакатов. Я всё чаще думаю: «Что плохого и что хорошего?», — это последний вопрос, который по легенде Чингиз-хан, умирая, задал своему советнику и другу Елю Чу-Цаю. Тот, было, стал докладывать об осаде столицы Тангутского царства, но старик раздражённо остановил его и добавил: «Что хорошего и что плохого в жизни я совершил?». Вопрос этот остался без ответа, хотя Чингиз-хан совершил немало хорошего. Он, для нас показал дорогу с Запада на Восток и принёс на Запад саженцы китайской культуры, которые, как ни странно, в окровавленной земле взошли и хорошо прижились, и всем нам пригодились. На гигантской территории установил строгую административную систему, которой все мы пользуемся и по сию пору. Наконец, он изобрёл регулярную почту, что тоже немаловажно. Но Елю Чу-Цай ничего ему не ответил. Он молчал. Вероятно, ему вспомнились реки невинной крови.
Перестройка. Такой фильм был хорошим началом. Для меня, собственно, Перестройка началась с того, что позвонила мама и закричала: «Мишка, включи телевизор — о Вавилове передача! — и она сказала со слезами. — Неужто их теперь будут судить? Должны же их теперь судить! Я знала, знала, что доживу, а вот отец твой не дожил….» Мои родители ведь были биологами.
Когда же остановилась Перестройка?
Нет! Как ни люблю Вас, как ни стараюсь смолчать, но не могу не возразить: Пьеса всё же очень привязана к этой зловещей троице — Сталин Хрущёв, Брежнев. Сначала ведь Бургомистр преображается в Хрущёва, а потом он становится Брежневым. И Захаров в заключении ясно показал Брежнева и пришедший с ним Застой, когда всем было по лживой видимости — тепло, потому что он сам воровал и другим давал украсть. А с Сахаровым рабам было холодно. Мне не кажется, что Захаров опошлил Шварца, но он просто сорвал камуфляж.
Шварц пьесу заканчивает предстоящей свадьбой. А Захаров — грядущей смертельной битвой. И дети, в душах которых, за души которых Рыцарь и Дракон будут биться насмерть. Кто знает? Быть может, битва эта вечна. А всё же ложь и зло окончательно никогда не восторжествуют на Земле. И меч Лацелота вечно сверкает и свистит в его руке, хоть и девушка его покинула, и люди отвернулись от него — в фильме Захарова. Люди в тяжкий час снова к нему обратятся, а потом, быть может, они его и покинут снова…..
Историческая перспектива, однако….:)). Но мне такая перспектива нескончаемой битвы — теплей, чем унылый Застой, за утверждение которого сейчас проголосовал миллионорукий российский обыватель.