Что такое, собственно, Русское Православие? По моему глубокому убеждению никакого Русского (или иного национального) Православия не может быть по определению. Но есть Православие как истолкование Нового Завета — так по-русски называют издавна ортодоксальное христианство восточного толка. Русские приняли христианство (его восточный византийский вариант) сравнительно недавно, около тысячи лет тому назад, то есть, гораздо позднее большинства других православных народов — греков, грузин, эфиопов, части балканских славян, болгар, некоторого количества арабов Ближнего Востока и т. д. Поэтому я определённо уверен в том, что искать и слушать современных проповедников Русского Православия не следует. Все они — сознательно или бессознательно — представляют собою политических пропагандистов, отстаивающих возрождение в России институтов имперской власти, потерпевшей крах на наших глазах — безвозвратно. История, подобно велосипеду или мотоциклу, не имеет заднего хода — она непрерывно движется только вперёд, вернуться назад к империи невозможно, хотим мы этого или не хотим. Термин «Русское Православие» появился вместе с идеей Третьего Рима, когда Иван III взял в жёны Софью Палеолог и объявил Москву духовной наследницей Византии. Между тем, неблагоразумно было становится наследником того, кого постигло идеологическое и политическое банкротство, как это случилось с Византией.
Мне кажется, что религиозное возрождение в России невозможно. В первую очередь такое возрождение невозможно в силу стремительного кризиса религиозного сознания, происходящего сейчас повсеместно, во всём мире. Я думаю, что в целом явление это катастрофическое, поскольку взамен религиозной идеологии до сих пор ничего равноценного не предложено, зато с каждым годом всё более агрессивно проявляются опасные тенденции, о которых можно прочесть по этой ссылке: http://beglyi.livejournal.com/20239.html#cutid1 — я там писал о религиозном фундаментализме, :))учтите, что там длинно, но комментировали некоторые весьма осведомленные и образованные люди, попробуйте и Вы это прочесть.
Я не разделяю ни одну из мне известных систем религиозных взглядов. И в то же время убеждён в том, что религия одновременно источник и важнейшая составляющая культуры — любой национальной культуры и мировой культуры в целом. Можно ли сохранить важнейшие религиозные нравственно-этические постулаты в качестве обыкновенных культурных памятников? Это вопрос, на который не может быть ответа. Во всяком случае, религиозные воззрения древних греков, скандинавов, некоторых других народов сохранились именно в таком виде до наших дней, и всякий может и должен с ними познакомиться. Но произойдёт ли то же самое с Иудаизмом, Христианством и Исламом? Произойдёт, мне кажется, если только дикие идеи современных религиозных фундаменталистов окончательно не поставят подлинное содержание трёх реальных религиозных доктрин с ног на голову.
Раз уж Вы у меня спросили, я Вам советую не искать и не слушать проповедников, а познакомиться с первоисточниками. То есть, прочесть, хотя бы по диагонали, Ветхий Завет (в иудейской традиции ТАНАХ), затем Новый Завет — полностью, вместе с деяниями и посланиями апостолов и Откровением Иоанна Богослова. Коран я знаю очень фрагментарно. Но, во всяком случае, есть Коран в русском переводе. Не мешает и его прочесть. Пушкин считал Магомета великим поэтом — этого достаточно для того, чтобы прочесть Коран. И только потом выходить в открытое море различных толкований и комментариев — море это безбрежно. И как в прошлом моряк, я призываю Вас к максимальной осторожности, потому что все существующие лоции в этом море ненадёжны, Вас повсюду будут подстерегать рифы, не упоминаемые в лоциях, и ложные маяки, установленные коварными обманщиками, во все века использовавшими религию в качестве средства в банальном политиканстве.
Вот, что я хочу высказать в качестве заключения: Если Вы ищете Бога, хотите исповедовать первый, ортодоксальный вариант христианства, некогда принятый римским императором Константином Великим, который явился основателем Византийской империи — будьте осторожны. Вы уходите на полторы тысячи лет в прошлое, а это дальняя и опасная дорога.
Мне будет очень жаль, если Вы подумаете так: Вот, какой-то старый еврейский дурак из Израиля меня призывает к национальному предательству. Мой дед по отцу священник Николай Пробатов канонизирован как святой — он был расстрелян в 18 году большевиками за проповедь неподчинения большевистской власти. А мой отец, георгиевский кавалер, и он дрался с красными в составе Деникинской Добровольческой Армии. Я здесь часто об этом пишу, потому что очень этим горжусь.
Быть же израильским евреем мне это совсем не мешает. Отец меня за это никогда не осудил бы. Моя мать — еврейка. Родители друг друга очень любили. И отец очень ценил Еврейское Государство, восхищался нашими победами 1967 и 1973 годов.